Аббасу Киаростами сложно охарактеризовать таким определением, которое нельзя было бы оспорить. А перечислять многочисленные кинематографические награды, полученные им за многолетнюю карьеру, просто нет смысла. В одном из интервью Киаростами размышлял над словами зрителя на тему фильма «Ветер унесет нас», этим монологом мы и ограничемся:
«
один из моих зрителей сказал мне, что это фильм о душах, о людях, которых больше нет, которые не существуют, — например, о мужчине, который копает канаву, или о старухе, которая умирает. Мы не видим их жизни. Как вы и сказали, в фильме есть физическая составляющая, но есть и не физическая, или духовная, сторона. Мы не видим некоторых персонажей, но чувствуем их. Это показывает, что можно существовать, не существуя».
Одной из первых (и одной из основных) точек в творческой биографии Киаростами является его присоединение к институту интеллектуального развития детей и подростков «Канун». Институт был призван улучшить уровень образования иранской молодежи, в том числе посредством кинематографа. Сотрудничество Киаростами с «Кануном» продолжалось более двадцати лет (1970-1991), и определило тему его первых фильмов (что впоследствии закономерно отразилось на всем творческом пути режиссера). Речь пойдет о самой «детской теме» в рамках политических, социальных и религиозных вопросов, обусловленных конкретной страной и конкретным режиссером, и о методе работы Киаростами с киноматериалом в рамках заданной темы.
Говоря о режиссере, фильмы которого тем или иным образом относят к направлению называемому иранской «новой волной», невозможно не брать во внимание его взаимодействия с документальным материалом, причем в случае с фильмами Киаростами под документальным материалом подразумевается информация фиксируемая не только на камеру, но и голые факты действительности (сюжет может разворачиваться на фоне происходящих в Иране событий). В контексте творчества Аббаса Киаростами сложно обозначить конкретные временные рамки работы с тем или иным образом, тем или иным методом, поэтому данная лекция представляет собой обзор фильмографии режиссера с акцентом на значимый аспект его подхода к кино.
Фильмы Кокерской трилогии («Где дом друга?» 1987, «Жизнь и ничего больше» 1992, «Сквозь оливы» 1994) связаны территориально, они все сняты в деревне Кокер, а о связи «Вкус черешни» с этой трилогией высказывался сам режиссер, объединяя последний с «Жизнью и ничего больше» и «Сквозь оливы» общей темой. Этот диссонанс территориальной связи, обуславливающий специфику места действия и связи тематической, определенной самим режиссером, просто иллюстрация комплексности образной системы фильмов Киаростами, об этой сложной системе, о визуальных образах, кочующих из фильма в фильм и их особенностях пойдет речь в этой лекции.
Аббас Киаростами по ряду причин снимал фильмы не только в Иране («Африканская сказка» 2001, документальный фильм, снятый Аббасом Киаростами по приглашению Организации Объединённых Наций; «Копия Верна» 2010, снятый во франции с участием Жюльет Бинош; «Как кто-то влюбленный» 2012, снятый в Японии). В рамках лекции речь пойдет о съемках Киаростами вне родины, взаимодействии с непривычной для режиссера культурой в контексте авторского подхода к съемке, и о связи этого подхода как с национальными, так и с географическими особенностями Ирана.
Спикер Карина Усманова, студентка курса киноведческой мастерской СПбГИКиТ.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.